История происхождения карточных мастей
10/10/2014На сегодняшний день различные азартные карточные игры в обычных игорных заведениях и всевозможных онлайн-казино чрезвычайно распространены и пользуются большой популярностью. Однако мало кто из игроков в покер, блэкджек, баккару и другие карточные игры, а также любителей пасьянсов, к примеру, Паук (две масти), осведомлены об изначальных значениях карточных мастей. В данной статье речь пойдет о происхождении и истории карточных мастей, а также о том, что обозначают карточные масти и их изображения.
Прежде всего, следует отметит, что точное происхождение карт остается сегодня загадкой, несмотря на многочисленные старания исследователей, однако доподлинно известно, что в Европе первое упоминание об игральных картах относится к XIV столетию.
Цвета и названия карточных мастей
Интересно, что раньше карточных мастей по цвету было не две, как сегодня (красные и черные), а четыре. Возможно, это было обусловлено тем, что масти означали времена года (кстати, 52 карты в колоде означали количество недель в году, а сумма всех очков — 364, то есть число дней без одного в году).
Зеленая масть, обозначающая жизненную силу, энергию и весну, в средневековых картах изображалась посредством посоха, жезла и палки с зелеными листьями, которые позже были упрощены до современных пик.
Желтая масть являлась символом огня, интеллекта и лета, ее символами являлись огонь, солнце, монета, ромб и золотой бубенчик (сегодня это бубны).
Красная масть являлась символом духовности, красоты и осени. На картах этой масти изображали книги, чаши, кубки и сердца, которые позже вытеснили все остальные символы, превратившись в масть черви.
Голубая масть, символизировавшая порядочность, чистоту и зиму, изображались с помощью скрещенных шпаг и мечей, позже превратившись в трефы (кресты).
Сегодня всем известно, как называются карточные масти, а раньше на разных языках названия карточных мастей пики, червы, бубны и трефы звучало достаточно своеобразно. К примеру, если вас интересует вопрос о том, как называлась карточная масть пики, то в Англии это были лопаты, в Италии — копья, а в Германии — желуди. А если вам интересно, как называлась карточная масть черви, то и англичане, и итальянцы, и немцы изначально называли ее сердца.
Значения названий мастей игральных карт
Привычные нам масти двух цветов и традиционных названий появились, предположительно, в XV веке во Франции, и символы карточных мастей были достаточно поняты — это были представители четырех основных социальных классов того времени: военных (пики), духовенства (черви), купцов (бубны) и крестьян (трефы).
По другой версии, значки мастей игральных карт означаюли рыцарские атрибуты: пики — копья, черви — щиты, бубны — знамена и трефы — мечи.
Существует и третья версия, которой придерживаются христианские исследователи, отвечая на вопрос о том, что означают карточные масти. Так как в христианстве карты считались кощунством и грехом, изображения мастей символически означают распятие Иисуса Христа. Трефы — это крест, на котором был распят Сын Божий, пики — копье, которым Христу прокололи сердце, черви — губка, пропитанная уксусом, которая была поднесена Иисусу воином, а бубны — четырехугольные шляпки гвоздей, которыми к кресту прибили руки и ноги Спасителя.
Однако данная версия происхождения карточных мастей представляется сомнительной. Вероятнее всего, эта версия появилась вследствие того, что церковь всегда осуждала «дьявольскую игру», так как карточные игры способствовали развитию различных негативных процессов в обществе. В частности, карточные игры нередко велись не только на деньги, но и на различное имущество, что приводило к полному разорению одних игроков и непомерному обогащению других, из-за чего люди нередко испытывали алчность, зависть, гнев и уныние — четыре из семи смертных грехов.
Несмотря на то, что азартные игры в карты осуждались церковью, а позже и запрещались в некоторых странах властями, они быстро распространились по всей Европе, а новые карточные игры появлялись с завидной регулярностью.
И если изначально изготовление карт было трудоемким и длительным процессом, так как их создавали вручную, то с распространением карточных игр по всем европейским странам процесс их создания стал упрощаться. К примеру, во Франции стали производить карты со значками, для создания которых использовались трафареты (только для старших карт рисовали картинки). Так как этот процесс был достаточно быстрым и недорогим, со времени именно французские карты приобрели наибольшую популярность.
А в 1828 году карты по бельгийскому образцу стали изображать, деленными пополам, то есть по половине изображение снизу и сверху, направленными к центру карты, что и дошло до наших дней.
Значения старших игральных карт
Что же касается значения старших карт в соответствии с мастями, то по легенде, они имели реальные исторически прототипы. В частности, пиковый, червовый, бубновый и трефовый короли соответственно символизировали библейского царя Давида, Карла Великого, Юлия Цезаря и Александра Македонского. Пиковая, червовая, бубновая и трефовая дамы — это богиня войны Афина (иногда Минерва или Жанна д'Арк), Елена Троянская (или Юдифь), библейская Рахиль и Аргина (на итальянских картах Лукреция) соответственно. А прототипами пикового, червового, бубнового и трефового валетов стали герои эпоса Ожье Датчанин, Ла Гир, Роланд и Ланселот Озерный.
Во время Французской революции правительство республики издало указ, согласно которому фигур старших карт необходимо было заменить. В результате изображения королей заменили на собирательные образы гениев войны, мира, искусства и торговли, дам — на аллегорические изображения свободы мировоззрения и мысли, а валеты стали означать равенство во всех сферах.
Интересно, что в 20-х годах прошлого века в СССР, в период нэпа, было принято решение изображать на картах представителей рабочего класса и даже ввести новые карточные масти — звезды, молоты и серпы. Однако данную идею так и не воплотили в жизнь, а позже карты и вовсе на некоторое время перестали печатать, как «буржуазный атрибут».